172735, Тверская область, г. Осташков, ул. Кузнечная д. 55
Версия для слабовидящих

qr-код

Персональные данные

Год педагога и наставника

2024 год семьи 

Выборы президента России

Главная » О школе » Методические разработки » ТЕМА: Особенности организации и методика проведения тренировочного занятия по футболу

ТЕМА: Особенности организации и методика проведения тренировочного занятия по футболу

15 ноября 2016

ТЕМА: Особенности организации и методика проведения тренировочного занятия по футболу

Автор: Колосов Валерий Борисович

тренер-преподаватель ДЮСШ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Футбол - одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Каждый футболист может проявить в игре самостоятельность, инициативу творчества. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой футбола, развивать физические качества, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать спортивный режим. Все это способствует воспитанию волевых черт характера, смелости, стойкости, решительности, выдержки и мужества.

В настоящее время специалисты в области спорта большое внимание уделяют развитию двигательных возможностей спортсмена, планированию учебно-тренировочной работы соответственно возрастным особенностям и на этой основе достижению высокого уровня базовой подготовки. Последнее должно обеспечивать юным спортсменам основу для дальнейшего совершенствования их функциональной и технической подготовленности, создавая благоприятные предпосылки к достижению высокого уровня спорт До настоящего времени в детско-юношеском футболе не решен ряд проблем, относящихся к построению учебно-тренировочного процесса и, в частности, оптимальной взаимосвязи физических качеств в динамике и определения рациональных тренировочных воздействий с целью их развития.

Все изложенное обуславливает необходимость разработки экспериментальных моделей учебно-тренировочных программ, направленных на развитие основных физических качеств у юных футболистов на этапе начальной подготовки.

Цель работы – обоснование содержания учебно-тренировочных программ подготовки юных футболистов, направленных на развитие выносливости, на основе изучения возрастных особенностей взаимосвязи физических качеств при их комплексном развитии.

Задачи исследования:

1. На основании данных научно-методической литературы определить эффективность использования средств и методов комплексной направленности в учебно-тренировочных занятиях юных футболистов.

2. Обосновать режимы занятий с комплексным развитием общей, скоростно-силовой и координационной выносливости у юных футболистов в макроцикле тренировки.

3. В ходе эксперимента доказать эффективность предлагаемой нами методики и разработать практические рекомендации по построению учебно-тренировочных программ, направленных на повышение выносливости футболистов 12-13 лет.

Научная новизна. В работе впервые:

1. Определены степень и направленность взаимосвязи между физическими качествами и двигательными навыками в процессе тренировки юных футболистов.

2. Выявлено влияние возрастных морфофункциональных и психофизических особенностей организма на уровень развития выносливости футболистов 12-13 лет.

3. Обоснованы экспериментальные модели учебно-тренировочных программ по совершенствованию общей и специальной выносливости футболистов на этапе начальной подготовки.

 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Футбол как средство физического воспитания подростков и молодежи

Спорт - это популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт является часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей. Физическая культура и спорт является важнейшим средством физического воспитания.

Футбол - одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает также такое ценное моральное качество, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Каждый футболист может проявить личные качества: самостоятельность, инициативу творчества. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой футбола, развивать физические качества, преодолевать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать спортивный режим.

Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит любителей футбола на спортивные площадки

1.2. История развития мирового футбола

1.2.1. Англия – родоначальница футбола

Еще много-много лет назад в разных странах люди собирались на городских площадях или пустырях затевали игры с мячом, которые напоминали действия воинов, стремящихся проникнуть в лагерь противника. Победителем признавалась партия играющих, которая большее число раз заносила мяч за определенную черту. В таких играх участвовало иной раз по нескольку сот человек. История не знает ни года, ни места рождения футбола. Но этот «пробел» говорит только в пользу самого футбола — свидетельствует и о древности игры в мяч ногами, и о популярности ее у многих народов земного шара. С очень давних пор интересовал людей вопрос: кто же изобрел эту игру? Археологические раскопки убедительно доказали, что некий «предок» футбола жил еще в Древнем Египте: ученые обнаружили здесь не только изображения играющих в мяч, но и сами мячи. Историки утверждают и то, что игра в мяч ногами была любима китайскими воинами за две тысячи лет до нашей эры, и то, что прародителей футбола следует искать в Древнем Риме и в столь же древней Греции.

Итак, футбол — одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому. Но, конечно же, ее наиболее древние разновидности, такие, как, скажем, римский «гарпастум» или грузинская «дело», воспетая Шота Руставели, значительно отличались от игры, которая в XX веке завоевала всемирное признание.

Современный футбол в России узнали лет сто назад в портовых и промышленных городах. В порты его «завозили» моряки-англичане, а в промышленные центры — иностранные специалисты, которых на заводах и фабриках России работало довольно много. Первые русские футбольные команды появились в Одессе, Николаеве, Петербурге и Риге, а несколько позже и в Москве.

1.3. Сущность, показатели и типы выносливости.

Сущность выносливости. Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению.

Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смысле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности .

Выносливость человека в двигательной деятельности определяется многими факторами. Важнейший из них - характер энергообеспечения работающих мышц организма. Отсутствие энергии лишает мышцу способности сокращаться. Восстановление расходуемых в процессе деятельности запасов энергии в мышцах возможно двумя путями: с участием и без участия кислорода. Соответственно различают аэробную и анаэробную производительность человека. Оба эти процесса чрезвычайно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Аэробные возможности определяются совокупностью свойств организма, обеспечивающих поступление кислорода и его утилизацию в тканях. К таким свойствам относят производительность системы внешнего дыхания, системы кровообращения, системы крови, системы тканевой утилизации кислорода, а также слаженность в деятельности всех этих систем .

Анаэробные возможности зависят от способности воспроизводить и использовать энергию в бескислородных условиях, способности в компенсации сдвигов во внутренней среде организма и уровня тканевой адаптации к условиям гипоксии (при недостатке кислорода).

Тренеру следует знать основные теоретические сведения о выносливости и принципах ее развития. Это позволит более правильно подбирать средства и методы для ее развития на разных этапах подготовки.

Развитие выносливости спортсмена связано с воспитанием его аэробных и анаэробных возможностей.

Аэробные и анаэробные возможности полностью характеризуют функциональный потолок энергетического обмена у данного человека - его общие энергетические возможности .

Аэробные возможности определяются совокупностью свойств организма, обеспечивающих поступление кислорода и его утилизацию в тканях (дыхание, работа сердца, кровь и так далее).

Анаэробные возможности зависят от способности использовать энергию в безкислородных условиях, способности к компенсации сдвигов во внутренней среде организма (буферная емкость крови и уровня тканевой адаптации) и уровня тканевой адаптации к условиям гипоксии.

Показатели. О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных показателей. Естественно, что выбор их зависит от особенностей той деятельности, по отношению к которой определяется выносливость, но одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность. При этом в одних случаях учитывается время, в течение которого удается совершать ее без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям в других – предельно возможное время выполнения работы до отказа.

Типы выносливости. Как в практике, так и в научной литературе довольно давно уже принято подразделять выносливость на общую и специфическую. Тем не менее этим понятием до сих пор нередко придается не вполне определенный смысл, нуждающийся в уточнениях.

Общая выносливость. Не вызывает сомнений, что тот, кто в состоянии проявить незаурядную выносливость в каком-либо виде деятельности, требующем активного участия основных функциональных систем организма, с большой вероятностью может продемонстрировать ее и в некоторых других видах деятельности, причем тем в большей мере, чем существеннее сходство видов деятельности. Так, человек, выносливый в длительном гладком беге, бывает практически столь же вынослив в аналогичных по продолжительности беге на лыжах, езде на велосипеде, плавании, при условии, конечно, что он примерно в одинаковой мере владеет навыками всех этих способов передвижения. Даже при существенном различии видов деятельности выносливость развитая посредством упражнений в каком-либо одном из них, может проявляться и в других. Такого рода факты дали основание полагать, что существуют некоторые общие факторы выносливости. Накопленные исследовательские данные подтвердили это, позволив выделить ряд конкретных факторов, составляющих, хотя и в неодинаковых сочетаниях, единую комплексную основу выносливости при ее проявлениях во многих видах двигательной деятельности. В этих факторах есть как специфические, так и неспецифические компоненты. Последние относительно мало зависят от особенностей формы деятельности. Таким образом, под общей выносливостью в широком смысле правомерно понимать совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности.

Общей выносливостью в узком смысле чаще всего называют выносливость, проявляемую в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена.

Скоростная выносливость: это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные требования к скоростным параметрам движений и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена. Основным внешним показателем скоростной выносливости является время, на протяжении которого удаётся поддерживать заданную скорость либо темп движений, или соотношение скоростей, достигаемых на частях дистанции: чем меньше разница скоростей, тем выше степень скоростной выносливости, при условии, конечно, что дистанция в целом преодолевается в полную силу. Скоростная выносливость во многих случаях тесно связана с силовой выносливостью.

Одним из типов специфической выносливости можно считать координационно-двигательную выносливость, которая проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям. Такая выносливость демонстрируется, например, в процессе многоактных состязаний по гимнастическому многоборью, при выполнении многочисленных сложных технико - тактических действий в спортивных играх.

1.4. Средства и методы воспитания выносливости

Тесная взаимосвязь особенностей механизмов утомления человека, которые определяют его устойчивость к утомлению, определяет средства и методы исследования и оценки выносливости человека. Определение степени утомления в зависимости от времени и интенсивности работы отражает степень развития выносливости человека. Основные критерии наступления утомления можно разделить на косвенные и прямые, внутренние и внешние. В той или иной степени показывают степень утомления частота сердечных сокращений, частота дыхания, количество сахаров, кислот в крови, показатели электрической активности головного мозга, потоотделение, температура кожи, изменения интенсивности работы, изменение качества координации движений, время реакций и т.д.

Проявление выносливости определяется целым рядом факторов:

  • уровень технической подготовленности (высокий уровень сформированности рациональной техники позволяет затрачивать меньшее количество энергии на выполнение упражнений),
  • способность нервных клеток длительное время поддерживать определенный уровень возбуждения,
  • уровень включения порога охранного торможения (сбережения части физиологических резервов, необходимых для выживания организма),
  • работоспособность органов кровообращения,
  • экономичность обменных процессов,
  • количество и качество энергетических ресурсов организма,
  • слаженность различных физиологических функций,
  • способность бороться с субъективными ощущениями утомления при помощи волевых усилий и т.д.

Методы воспитания аэробной выносливости в отдельных упражнениях естественной циклической структуры.

Для увеличения аэробных возможностей организма с помощью длительной ходьбы, бега, передвижения на лыжах, езды на велосипеде и других локомоций естественного циклического характера особенно широко пользуются методами слитного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности. Менее распространены, но при известных условиях высокоэффективны для достижения аналогичного эффекта некоторые методы повторно-интервального упражнения.

Методы «круговой тренировки» для воспитания общей выносливости.

Слитная «круговая тренировка». Строится в режиме непрерывной длительной работы умеренной и большой интенсивности. Упражнения выполняются, повторно без пауз.

Интервальная «круговая тренировка». Это кратковременные упражнения, определенная часть которых выполняется с дополнительными отягощениями, нормированными с таким расчетом, чтобы сохранялись достаточно значительный темп движений и возможность неоднократных повторений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность. На современном этапе развития теории и методики спортивной подготовки вообще и в футболе, в частности, разработано большое количество методических рекомендаций по всем разделам физической подготовки. Однако анализ эффективности соревновательной деятельности команд различного уровня показывает, что их реализация не обеспечивает должной базы для проявления технико-тактического мастерства футболистов в игре. Поэтому необходимо выделение приоритетных направлений развития физических качеств для обеспечения игровой активности и надежности техники на всех этапах подготовки футболистов. Выносливость играет важнейшую роль для повышения эффективности соревновательной деятельности в течение всей игры - различные ее компоненты обеспечивают поддержание скорости, силы, точности технико-тактических действий. Поэтому мы считаем актуальной проблему развития выносливости у футболистов в возрасте 12-13 лет на основе выделения ее ведущих компонентов и применения современных способов планирования учебно-тренировочного процесса.

До настоящего времени в детско-юношеском футболе не решен ряд проблем, относящихся к построению учебно-тренировочного процесса и, в частности, оптимальной взаимосвязи физических качеств в динамике и определения рациональных тренировочных воздействий с целью их развития.

Все изложенное обуславливает необходимость разработки экспериментальных моделей учебно-тренировочных программ, направленных на развитие основных физических качеств у юных футболистов на этапе начальной подготовки.

ВЫВОДЫ

1. Результаты исследования современного состояния проблемы развития выносливости у футболистов в возрасте 12-13 лет показали, что в различных дисциплинах спортивной науки накоплено большое количество данных о возрастных особенностей развития мальчиков, о биохимических основах проявления выносливости, о классификации компонентов общей и специальной выносливости, о средствах и методах развития различных видов выносливости. Однако, для повышения эффективности соревновательной деятельности необходим поиск путей учета ее структуры на каждом из этапов многолетней подготовки с оценкой вклада различных компонентов выносливости в обеспечение качества игровой деятельности.

2. Нами обоснованы режимы занятий с комплексным развитием основных физических качеств у юных футболистов в макроцикле тренировки. На этапе начальной подготовки юных футболистов рекомендуется использовать учебно-тренировочные программы, направленные на развитие ведущих для избранного вида спорта физических качеств, где средства и методы развития различных компонентов общей и специальной выносливости включаются в тренировочный процесс блоками избирательной направленности.

3. По результатам эксперимента нами разработаны практические рекомендации по построению учебно-тренировочных программ, направленных на повышение общей и специальной выносливости юных футболистов на этапе начальной подготовки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В результате исследования нами были разработаны три экспериментальные модели учебно-тренировочных программ:

1. 90% тренировочного времени отводилось на развитие общей выносливости и 10% - координационной (модель “1”).

2. 80% - на развитие общей выносливости и 20% - скоростно-силовой выносливости (модель "2").

3. 70% - на развитие общей выносливости, 20% - скоростно-силовой выносливости и 10% - координационной (модель "3").

Учебно-тренировочные занятия юных футболистов 12-13 лет в подготовительном периоде, направленные на развитие общей и специальной выносливости, рекомендуется строить следующим образом.

Первая часть.

Выполнялись скоростные упражнения: 3-4-х кратные интенсивные ускорения, с интервалами отдыха 60-120 сек. на дистанции

в пределах 30 м (скоростная работа: модели "1", "2", "3").

Вторая серия ускорений (скоростная работа: модель "2") выполнялась после 5-7 мин активного отдыха (обучение техническим приемам). В ходе выполнения скоростной работы ЧСС перед очередной нагрузкой находилась в пределах 90-102 уд./мин.

Интенсивность – максимальная.

После серии упражнений скоростной направленности, через

7-10 мин активного отдыха (обучение техническим приемам),

выполнялись 3-5 ускорений, с интервалами отдыха 45-90 сек. на дистанции в пределах 60 м (работа на скоростную выносливость: модель "3"). ЧСС перед очередной нагрузкой соответствовала 120-138 уд. мин.

Интенсивность - субмаксимальная.

В работе по развитию выносливости широко использовались игровые упражнения, эстафеты, подвижные и спортивные игры.

Вторая часть предусматривает использование подвижных и спортивных игр, в том числе с применением спортивно-технических упражнений (работа на развитие общей выносливости (модели 1, 2, 3).

Интервалы отдыха – не ограничены. Продолжительность игровых заданий 3-10 мин, количество повторений 6-8 раз. Интенсивность колебалась от умеренной до большой. Нагрузка регулировалась за счет уменьшения размеров площадки, упрощения правил игры, сокращения или увеличения числа участников, ослабления эмоционального фактора и т.д.

Нагрузка в основной части занятия выполнялась в следующих режимах интенсивности:

а/ анаэробно-алактатном (скоростная работа: ЧСС преимущественно > 180 уд. мин);

б/ анаэробно-гликолитическом (работа на скоростно-силовую выносливость: ЧСС 160-180 уд. мин);

в/ аэробном (работа на общую выносливость: ЧСС 140-160 уд. мин).

В соответствии с классификацией тренировочных нагрузок для

юных футболистов (К.И. Адамбеков, 2001), нагрузка в учебно-тренировочных программах имела следующие соотношения:

1. Модель "1": 30% - "малая"; 60% - "средняя"; 10% - "высокая".

2. Модель "2": 20% - "малая"; 60% - "средняя"; 20% - "высокая".

3. Модель "3": 10% - "малая"; 70% - "средняя"; 20% - "высокая", где "малая" нагрузка соответствовала в среднем 130 уд. мин, "средняя" - 150 уд. мин, "высокая" - преимущественно >160 уд. мин.

Наиболее эффективные результаты в развитии основных физических качеств футболистов на начальном этапе тренировки в

ДЮСШ достигаются при реализации следующих моделей учебно-тренировочных программ, направленных на преимущественное развитие ведущих для футбола физических качеств:

 

Модель

«I»

Модель

«II»

Модель

«III»

Общая выносливость

90%

80%

70%

Скоростно-силовая выносливость

-

20%

20%

Координационная выносливость

10%

-

10%

 

Аэробная работоспособность футболистов 12-13 лет, с учетом возможности развития силовой, скоростно-силовой и координационной выносливости, в значительной степени способствует улучшению показателей всех основных физических качеств, отражая положительный перенос одного из физических качеств на развитие других.

Список литературы

Асович И.М. Исследования скоростно-силовых качеств у подростков и юношей в связи с особенностями их игровой деятельности (на примере футбола): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 2003. - 24 с.

Ашмарин Б.Л. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 2004. – 280 с.

Акрамов А.Р. Отбор и подготовка юных футболистов. – М.: ФКиС, 2002. – 103 с.

Андружейчик М.Я. О взаимоотношениях различных задач в подготовке юных футболистов. – М.: ФКиС, 2006. – 219 с.

Безруких, Н.А. Возрастная физиология / Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 128 с.

Бишопе, К. Единоборство в футболе / К. Бишопе, X. Герардс. - М.: Терра-спорт, 2003. - 167 с.

Верхошанский Ю.В. Методика оценки скоростно-силовых

способностей спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №2. - С. 7-12.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки

спортсменов. - М.: ФиС, 2006. - 310 с.

Годик М.А., Колобов В.Н. Систематизация специальных упражнений футболистов. - М.: ГЦОЛИФК, 2008.- 39 с.

Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М.: Олимпия, 2006. - 221 с.

Голомазов, СВ. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства / СВ. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 187 с.

Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/ И.А. Гуревич. - Минск: Образование, 2005. - 236 с.

Джармен, Д. Футбол для юных / Д. Джармен. - М.: Физкультура и спорт, 2009.-159 с.

Драндров Г.Л. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учетом типологических свойств нервной системы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005. – 24 с.

Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: ФиС, 2004.-256 с.

Зеленцов А.С., Лобановский В.В. Технико-тактические действия футболистов // Футбол: ежегодник. - 2008. - №4. - С.25-28.

Жуков, М.А. Подвижные игры / М.А. Жуков. - М.: Физическая культура и спорт, 2010. - 247 с.

Дата создания: 15-11-2016
Дата последнего изменения: 02-03-2017