172735, Тверская область, г. Осташков, ул. Кузнечная д. 55
Версия для слабовидящих

qr-код

Персональные данные

Год педагога и наставника

2024 год семьи 

Выборы президента России

Главная » О школе » Методические разработки » ТЕМА: Роль музыки в развитии личности ребёнка на примере занятий спортивной гимнастикой

ТЕМА: Роль музыки в развитии личности ребёнка на примере занятий спортивной гимнастикой

10 марта 2017

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа» МО « Осташковский район»

 

Методическая разработка

Роль музыки в развитии личности ребёнка на примере занятий спортивной гимнастикой 

 

Автор: концертмейстер
Антонова Ирина Анатольевна

г.Осташков
2016

Оглавление:

Введение___________________________________________________3

1. Роль музыки в развитии личности ребёнка_____________________5

1.1 Черты, отличающие музыку от других видов искусства__________5

1.2. Роль музыки в эстетическом воспитании личности_____________7

1.3. Воздействие музыки на формирование личности ребёнка_______8

2. Музыка на занятиях спортивной гимнастикой___________________9

2.1. Значение музыкального сопровождения на

занятиях спортивной гимнастикой__________________________________________________9

2.2. Опыт использования музыкального сопровождения на

занятиях спортивной гимнастикой с детьми различного возраста_____________10

2.3. Влияние формирования индивидуальной музыкальной культуры в процессе занятий

спортивной гимнастикой на развитие личности обучающихся_________________________________________________14

Заключение___________________________________________________16

Список используемой литературы________________________________17

 


Введение

Музыка сопровождает человека всю его жизнь, в ней он находит выражение самых высоких чувств и самых тонких душевных переживаний. В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. А между тем попробуем на минуту представить, что из жизни человека ушла музыка. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга. Но язык музыки, как и любой другой язык, нужно знать…

В древности греки создали замечательный миф о певце Орфее. Когда он пел и играл на кифаре, дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним. Деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его дивную игру, даже море не шумело при звуках его кифары. Там, где бессильны были меч, мужество и отвага, песня Орфея делала чудеса. Это он помог аргонавтам благополучно доставить из Колхиды золотое руно, заглушив своей игрой пение коварных сирен. Так ещё в древности люди признавали могучую силу воздействия музыки.

Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребёнка, как метод освоения содержания других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребёнка. Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности.

Ксожалению в наш век технократического прогресса всё меньше и меньше детей по настоящему увлекаются музыкой. Наблюдается усиление негативных явлений, связанных с социально-экономической нестабильностью общества, с особенностями образа жизни и психологическими тенденциями поведения молодёжи. Неконтролируемая алкоголизация, рост потребления наркотических средств являются определяющими факторами ухудшения психического здоровья населения России и вносят решающий вклад в депопуляцию страны. Другим весьма грозным явлением в современной России выступает рост потребления молодёжью псих активных веществ и увеличение числа больных наркоманией и токсикоманией.

В последние годы в России предприняты конкретные шаги в области профилактики и борьбы с социальными болезнями общества, утверждена Концепция государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и незаконному обороту в Российской Федерации. Приняты правовые акты, регулирующие вопросы легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные целевые программы по профилактике алкогольной и наркотической зависимости, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совершенствуется практика сотрудничества государственных и негосударственных, в том числе религиозных организаций в области духовного, нравственного воспитания личности, укрепления семьи (11). Но к сожалению всего этого не достаточно. Проблема развития духовно-нравственных качеств ребёнка, оказания помощи ребёнку в выработке активной жизненной позиции, адаптации к современным условиям, активизации творческого потенциала остаётся актуальной и сейчас.

Целью данной работы является определение роли музыки на занятиях спортивной гимнастикой, влияющей на формирование личности обучающихся.

В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:

1. Обосновать необходимость развития музыкальных способностей ребёнка на занятиях спортивной гимнастикой.

2. Определить значение воспитания с помощью музыки на занятиях гимнастикой для развития эстетического вкуса обучающихся.

3. Определить значимость формирования индивидуальной музыкальной культуры на занятиях гимнастикой для развития личности ребёнка. Для решения поставленных задач использовались такие методы: теоретический анализ литературных и других источников информации, метод наблюдения, практический опыт концертмейстера на занятиях спортивной гимнастикой.

Гипотеза: предполагаем, что при создании условий воспитания музыкой на занятиях гимнастикой можно добиться определённых результатов в развитии ребёнка, получить гармонически развитую личность.

1. Роль музыки в развитии личности ребёнка.

В 70-ых годах XX века Д.Б. Кабалевский вместе с небольшой группой педагогов из разных областей России начал освоение новых путей в музыкальном воспитании школьников. « Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»(10). Эти слова выдающегося советского педагога – гуманиста В.А. Сухомлинского не случайно стали эпиграфом к школьной программе по музыке, созданной под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Программа – это компас, как говорил Дмитрий Борисович. И действительно, в ней есть вечная музыка – неумирающие, классические профессиональные и народные произведения и вечные проблемы – что есть Жизнь, Добро, Любовь, Честь, Труд, Творчество. Но место искусству и жизненным проблемам есть ведь не только на уроке музыки. Каждый педагог в своей работе опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям, профессиональному мастерству. При этом удаётся ли ему больше вокально-хоровая работа, или он находит путь к душам ребят как талантливый музыкант – исполнитель, идёт ли он к детям через яркое, художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальноемузицирование детского коллектива на уроке или вне его он проводит свою работу – важно то, что она направлена на воспитание душ, развитие духовной культуры учащихся. И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется, ищет оптимальные пути проникновения « большой» музыки в жизнь детей, пути усиления её воздействия на них.

Музыка – голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребёнка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

1.1 Черты,отличающие музыку от других видов искусства.

1. Интонационная природа. Музыка близка и понятна в силу сходства с интонациями человеческой речи. Она – ровесница человеческой речи. Самый древний музыкальный инструмент – человеческий голос – воспроизводил мелодически и ритмически оформленную человеческую речь,зовы,кличи,шумы природы. Мелодические возгласы объединяли усилия людей в совместном труде, напевы матери, баюкающей ребёнка, оплакивание близких во время похорон.

2.Вторая сторона специфики и понимания музыкального образа состоит в особенностях его гносеологического статуса. Человек интонирует о мире и о себе с помощью исторически сложившихся средств музыкальной выразительности, называемых музыкальным языком. Интонируемая музыкальная мысль выступает в форме особого языка и тем самым превращается в художественный язык – особый язык человеческого общения. Музыка способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, внутренний мир его чувств и волнений, эмоционально – психологические состояния, их динамику и переливы. Сокровенные стороны души человека, что порой не передаётся на языке человеческого общения, становится доступным выражению музыкальными звуками. Не случайно Р.Шуман говорил, что там,где кончается слово, начинается музыка. Музыкальные звуки, переработанные, построенные в определённую ладовую ритмическую систему, проявляющиеся в определённом порядке в музыке Баха, Бетховена, Глинки и др. как бы вырастают из чувств, эмоций, душевных состояний композитора. Область чувств и эмоций человека – один из основных предметов отражения в музыкальном образе. Музыка изображает и выражает действительность не прямо, подобно изобразительным видам искусства, создающим образ какой – либо части предметного мира, а косвенно, воссоздавая мир чувств и чувственных отношений.

3. Третья по значимости одна из основных черт музыки, как искусства состоит в глубине и огромной эмоциональной силе психологического и физиологического воздействия на человека. Известно, что древние греки использовали музыку как средство врачевания от телесных и психических недугов.

Музыка – это искусство временное и звуковое. Материалом физической основой построения музыкального образа выступает звук. В музыке используются главным образом звуки от 16 до 4000 колебаний в секунду. Несмотря на засилие в наше время электронной музыкой, живое инструментальное и вокальное музицирование остаются настоящим источником полноценного восприятия музыкального искусства. Таким образом, воздействие музыки на человека имеет ярко выраженную не только художественно – образную, но и физиологическую природу.

Отмеченные характерные особенности музыкального искусства позволяют приблизиться к вопросу о влиянии, которое оказывает на развитие личности в целом.

1.2. Роль музыки в эстетическом воспитании личности.

Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления. Музыка несёт в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребёнок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Воспитательная роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль её в передаче народных, национальных ценностей и традиций.
Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно- творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление – образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития. Музыка связывает, «породняет» человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путём – через впечатление, через чувство, на глубинном, ещё не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого « родства», к ребёнку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие «себя во всём и всего в себе».

1.3. Воздействие музыки на формирование личности ребёнка.

Функции воздействия музыки на личность разнообразны. Для отдельного человека она может служить средством познания, коммуникации, , воспитания определённых эмоций и чувств. Музыка пробуждает в человеке стремление к красоте, добру, истине, вызывает эмоции, которые накапливают нравственную энергию в человеке, побудительные мотивы к предстоящей деятельности, способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности. Развитию её творческих способностей, фантазии, воображения, ориентирует ценностные идеалы, поведение человека, тем самым специфически воспитывает его.

2. Музыка на занятиях спортивной гимнастикой.

На протяжении тысячелетий люди всегда стремились совершенствовать и развивать такие важнейшие физические качества, как сила,быстрота, гибкость, выносливость. Сегодня на помощь человеку пришла автоматика и люди стали меньше двигаться. А чтобы оставаться здоровым необходимо прыгать, бегать, заниматься спортом. При физической нагрузке улучшается и активируется деятельность всех наших органов, всесторонне развиваются все важнейшие мышечные группы и увеличивается амплитуда движений в суставах, повышается эффективность работы сердца, стимулируется работа лёгких, так как при физических нагрузках возрастает потребность в кислороде.
Женская спортивная гимнастика – удивительный по красоте вид спорта, в котором девушки соревнуются по четырём видам многоборья: брусья разной высоты, опорный прыжок, бревно и вольные упражнения. Музыка используется на вольных упражнениях, в хореографии, на занятиях ритмической гимнастикой с группами начальной подготовки.

2.1.Значение музыкального сопровождения на занятиях спортивной гимнастикой.

Музыка в спортивной гимнастике выполняет следующие функции:

- благодаря музыке спортивная гимнастика является эффективным средством эстетического воспитания. В процессе занятий гимнастки знакомятся с музыкальной грамотой, с понятиями ритма и метроритма, структуры метра и такта, формы и жанра музыки. Это помогает им глубоко воспринимать музыку, развивать у них художественный вкус. Музыка помогает решать и другие задачи эстетического воспитания, как например воспитание чувства красоты, культуры поведения.

- музыка имеет важное значение при обучении движениям, в особенности при воспитании артистичности и выразительности.

- музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия. Под музыку легче переносятся большие физические и психические нагрузки, повышается работоспособность. Ускоряются процессы восстановления. Музыка на занятиях должна быть простой, доступной и выразительной. Для музыкального сопровождения используются классические произведения, мелодии народных песен, танцев, также современная музыка.

2.2. Опыт использования музыкального сопровождения на занятиях спортивной гимнастикой с детьми различного возраста.

В нашей спортивной школе мы занимаемся с группами начальной подготовки, учебно-тренировочными группами и группами спортивного совершенствования. Возраст детей самый разнообразный: от четырёх лет и до семнадцати лет. Дети в возрасте от 4 до 6 лет приходят заниматься с детским садом 2 раза в неделю. Малыши занимаются ритмической гимнастикой, акробатикой, физической подготовкой.

Одним из создателей ритмической гимнастики был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз( 1865-1914 г.). Он разработал 3 группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, а позднее стала применяться в области физического воспитания. Продолжительность занятия – 20-30 минут.

Занятие ритмической гимнастикой начинается так:
Под бодрый марш дети шагают по ковру в зале хореографии. Марши подбираются энергичные, решительные, бодрые. Они воодушевляют, объединяют тех, кто шагает, помогают общему дружному, стройному движению. Например, музыка И.О.Дунаевского,В.Герчик.Используется ходьба разных видов: обычная,широким шагом, на месте с высоким подниманием ноги. Бег даётся обычный, лёгкий, на носках со свободными движениями рук или с поднятыми в стороны руками, бег с высоким подниманием колен. Прыжки даются в виде подпрыгиваний на двух ногах. Отрабатываются движения, изучаются самые разнообразные шаги ( острый шаг, высокий шаг, шаг польки, вальса, приставной шаг, галоп и др.).Затем ребятам даётся комплекс упражнений на развитие некоторых групп мышц: верхнего плечевого пояса, мышц пресса, спины, ягодиц , нижних конечностей. Используется музыка Шаинского, музыка из мультфильмов. Следует обращать внимание на то, чтобы движения были чёткими, правильными и точными. Музыка облегчает выполнения движений, которые становятся более выразительными, плавными, энергичными в зависимости от характера музыки. Музыка организует. Помогает двигаться дружно и согласованно. Дети начинают чувствовать форму, учатся ощущать ударную часть такта, воспроизводить ритмический рисунок, высоту звучания. Здесь также к каждому движению подобрана соответствующая музыка, в которой широко использованы отдельные средства музыкальной выразительности: ритмический рисунок, музыкальные фразы, разные темпы, ускоренные и замедленные, усиление и ослабление звука и т.д. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не приходилось затрачивать много усилий для осознания и освоения их. Они должны быть разнообразными.

Дети учатся грамотно чувствовать музыку, отличать сильную долю от слабой. Занятия помогают укрепить мышцы спины, развивать правильную осанку, сформировать постановку корпуса. Форма для занятий – гимнастический купальник или шоры, футболка и чешки.

Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Для концертмейстера важно правильно подобрать музыку к данным движениям. Она должна точно соответствовать возрасту детей. В конце учебного года подводится итог, небольшие соревнования. Дети выступают перед родителями с показательными выступлениями и все награждаются маленькими призами, а лучшие- грамотами. Самым одарённым детям будут предложены занятия в учебно-тренировочной группе по профессиональной подготовке с дальнейшей перспективой выполнения более высоких разрядов и поступления в спортивные вузы.

Для младшего возраста рекомендуется использовать следующий репертуар:

1. Марши - Е.Тиличеева, Л.Шульгин, Б.Троцюк,С. Дешкин

2. Перекатный шаг и бег-А.Островский, К. Черни, Н.Ган, А.Жилинский

3. Шаинский « Музыка из мультфильмов».

4.Музыка Д.Шостаковича,С.Прокофьева, А.Филиппенко, М.Блантера, Е. Макарова, А.Аренского и др.

Дети в возрасте с 6 лет (начальная школа) на занятиях по основам хореографии изучают все основные позиции и положения рук и ног. Занятия помогут развить природные физические данные такие как: шаг ( растяжка), подъём, гибкость, прыжки и даже артистичность, так как в процесс обучения входит изучение маленьких танцевальных композиций.

На открытых уроках можно пронаблюдать, как происходит творческий рост ребёнка и раскрывается его талант.

Занятия хореографией не только приучают ребёнка к дисциплине, организуют его, но и благотворно влияют на умственное развитие, так как во время изучения хореографических композиций ребёнку постоянно приходится запоминать последовательность движений, а это заставляет ребёнка думать. При этом развивается мышление, координация движений и начинает хорошо работать вестибулярный аппарат.

С этого возраста составляются первые вольные упражнения гимнастки. Это небольшая музыкально-хореографическая композиция продолжительностью от 1 мин. До 1 мин 30 сек. Пьеса для вольных упражнений – жанр особый, строго регламентированный. При составлении должно быть учтено очень многое. Разнообразие ритмического рисунка обусловливается в первую очередь тем, что венец упражнения – акробатика. Быстроте основных связок, исполняемых, как правило, по диагонали ковра, соответствует в музыке allegro,presto. Но эти фрагменты чередуются с замедлениями, во время которых спортсменке нужно отдышаться перед следующим броском в вихрь движений, - в этот момент должен звучать музыкальный отрывок, например, в темпе andante. Причём замедление не может нарушить логику комбинаций – напротив гимнастка часто именно тут получает возможность использовать самые тонкие артистически выразительные приёмы пластики. А главное, необходимая разнохарактерность музыки и движения должна быть подчинена общей задаче единого по мысли и чувству художественного образа, соответствующего индивидуальности исполнительницы, способного волновать и трогать её, вызывать в ней душевный подъём, помогать передать этот подъём зрителю.

Несколько специфична и трудоёмка роль концертмейстера в гимнастике, в какой « магический круг» он вынужден втискивать свои порывы. Концертмейстер должен быть знаком с принципами концертмейстерской работы, с основными направлениями развития современной музыки, классической, с современными музыкальными произведениями, с методами вокальной педагогики и ансамблевого пения, должен читать нотный материал с листа и транспонировать произведения в разные тональности.

Дети старшего школьного возраста изучают более сложные классические комбинации, разнообразные прыжки: в кольцо, закрытый и открытый прыжок, прыжок шагом, со сменой ног;
равновесия: боковое, на одной ноге; волнообразные движения и волны руками, корпусом, повороты ( вращения) и многое другое. Для этих элементов в основном используются различные вальсы – Шопена, Дунаевского, Чайковского и др.

Элементы танца расширяют общий кругозор детей, знакомят с народным творчеством, развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации, ритмичности, танцевальности, раскрепощённости, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

Спортивная гимнастика помогает развивать физические качества ребёнка, ведь для занятий нужна сила, гибкость и выносливость. Здесь воспитываются моральные и волевые качества, приобретаются специальные знания. Спортивная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятие о красоте. Воспитывает вкус, музыкальность.

2.3 Влияние формирования индивидуальной музыкальной культуры в процессе занятий спортивной гимнастикой на развитие личности обучающихся.

Формирование музыкальной индивидуальной культуры начинается с раннего возраста. Уже на занятиях с группами начальной подготовки детям предлагается выполнение движений под музыку. Определённую мелодию проигрывают несколько раз, затем дети рассказывают, как они восприняли эту мелодию. Какой она им кажется! Торжественной, игривой, грустной, медленной и т.д. Предлагается подобрать движения под эту музыку, выполнить их. Вот тут-то и начинает проявляться индивидуальность каждого ребёнка, его мышление, артистичность, сообразительность, способность выразить через музыку в движениях своё настроение, характер, темперамент. На занятиях с малышами подбираются музыкально – сюжетные игры, например: « Ветер и листья», « Медвежонок валяется». Сюжетные игры на распознавание ритма, например: «Хлопай в ладоши». В таких играх развивается чувство ритма, внимание.
Для детей более старшего возраста ( учебно-тренировочная группа) составляются композиции вольных упражнений. Для каждого – своя. Для выбора композиций подбирается индивидуальная музыка, соответствующая характеру, особенностям двигательной деятельности. Каждой девочке предлагается ряд мелодий. Она несколько раз прослушивает их и выбирает ту, которая подходит ей для раскрытия её индивидуальности. Здесь используется индивидуальный подход к каждой гимнастке. Девочка прислушивается к советам тренера и концертмейстера. В этом состоит личностно ориентированный подход в формировании музыкальной культуры. В этот момент идёт использование элементов технологии развивающего обучения Давыдова В.В. (9). В той её части, где обучение идёт от частного к общему. Сначала создаётся индивидуальный музыкальный образ, где в движениях гимнастка выражает себя, свои особенности двигательной деятельности, настроение, черты характера, внутреннее душевное состояние, а потом на основе этого создаются более общие образы для формирования музыкальной культуры. Проявление индивидуальности в вольных упражнениях по сути и есть проявление личности.

Для сопровождения упражнений музыка скорбного, меланхолического, упаднического характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное состояние занимающихся. Не рекомендуется использовать также большие по объёму и сложные по содержанию произведения. Наиболее приемлемы для сопровождения движений песни и мелодии танцевального характера.
Таким образом посредством использования музыки на занятиях гимнастикой идёт формирование индивидуальной музыкальной культуры гимнасток.

3. Заключение.

Подводя итог настоящей работе, отметим возможности использования её результатов в дальнейшей практической деятельности концертмейстера в спортивной гимнастике. Они состоят в следующем:
- в работе определён вклад музыки на занятиях спортивной гимнастикой в формировании личности обучающихся.
- представлены средства музыки с помощью которых можно оказывать влияние на развитие личности обучающихся ( приводятся подборки музыкальных произведений для занятий хореографией и ритмической гимнастикой с детьми различного возраста. В этом видится практическая значимость работы.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующее заключение:
1. Музыка является необходимым элементом развития личности на занятиях спортивной гимнастикой. Её использование помогает развитию эстетического вкуса, снижению психологической напряжённости занятий и опосредованно развитию физических качеств.
2. Использование музыкального сопровождения для хореографической подготовки в спортивной гимнастике определяется его значением для развития эстетического вкуса формирования чувства прекрасного.
3. Музыкальное сопровождение на занятиях хореографией ( вид подготовки в спортивной гимнастике) способствует формированию индивидуальной музыкальной культуры учащихся. Тем самым, способствует развитию индивидуальности каждого ребёнка, что в спортивной гимнастике, как личном виде спорта, ( в большинстве случаев) является важным.
Перспективы развития настоящей работы представляются в более детальном рассмотрении средств музыки для занятий с группами обучающихся в спортивной гимнастике, различных по уровню спортивной подготовленности и возрасту.


Список использованной литературы:
1. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности.
/ Педагогика,1992 № 5-6.
2. Боброва Г. Искусство грации.- Ленинград; « Детская литература»,-1986.
3. Васильев О.С. Балет и гимнастика: сравнительный анализ классической хореографии и хореографии женской спортивной гимнастики, 2009
4.Вопросы методики музыкального воспитания детей – М. « Музыка», 1975
5. Вендрова И.В.,Пигарёва Воспитание музыкой: из опыта работы – М.: Просвещение,1985
6. Гимнастика: учеб./В.М.Баршай, В.Н.Курысь,И.Б.Павлов.-Ростов н/Д: Феникс,2009.-314с.
7.Гимнастика: учеб.М.Л.Журавин,О.В.Загрядская,Н.В.Казакевич М.: Издательский центр «Академия»,2009.448с.
8. Должностные инструкции концертмейстера от 29.12.2008 г.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.:2002
10.Сухомлинский В.А. О воспитании – М; 1975
11. Сивакова Д. Уроки художественной гимнастики.-М.: ФИС 1968
12.Российская газета, Центральный выпуск № 4860 от 04.03.2009
13.Обучение детей художественной гимнастике Л.Чекеджиева,М.Ванкова,М.Чипрянова.М.:ФИС 1985

 

 

17

Дата создания: 10-03-2017
Дата последнего изменения: 10-03-2017