172735, Тверская область, г. Осташков, ул. Кузнечная д. 55
Версия для слабовидящих

qr-код

Персональные данные

Год педагога и наставника

2024 год семьи 

Выборы президента России

Главная » О школе » Методические разработки » ТЕМА: Воспитание у обучающихся спортивной культуры и нравственно-гражданских качеств личности посредством спортивной деятельности

ТЕМА: Воспитание у обучающихся спортивной культуры и нравственно-гражданских качеств личности посредством спортивной деятельности

15 ноября 2016

ТЕМА: Воспитание у обучающихся спортивной культуры и нравственно-гражданских качеств личности посредством спортивной деятельности.

Автор: Смирнова Наталья Владимировна

тренер-преподаватель ДЮСШ. 

Ключевые слова: Спортивная культура, спортивная культура личности, спортивная деятельность, задачи формирования нравственно-гражданских качеств, методы и средства воспитания спортивной культуры.

 

При обучении детей ДЮСШ идет непрерывный воспитательный процесс. Вовлекая обучающихся в спортивную деятельность, тренер-преподаватель ведет активную работу по воспитанию, формированию личностных качеств, нравственно-гражданских черт характера, дает основы спортивной этики и спортивной культуры.

Спортивная культура представляет собой наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним.

1. Общая культура общества

2. Педагогический процесс воспитания. 

3. Физическая культура

4. Нравственное воспитание личности

Спортивная культура.

  • Спортивная этиеп
  • Нравственно-гражданские качеств спортсмена 

Спортивная культура, является частью физической культуры в свое время как физическая культура, является частью общей культуры. Известно, что спорт есть сфера создания спортивных культурных ценностей, которые органично входят в содержание культуры. Так, В.М. Выдрин (1976) в подтверждение этого факта пишет «Спорт можно с полным основанием отнести к тем видам человеческой деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их». С помощью занятий спортом обучающиеся уясняют те аспекты спортивной деятельности, которые формируют личностную культуру человека и являются одним из самых высоких достижений спортивной культуры. Спортивная культура личности включает в себя:

- Физическое совершенство;

- Образованность;

- Спортивный стиль жизни;

- Психологическую устойчивость;

- Жизнеспособность;

- Спортивный разряд, звание.

В практике воспитание спортивной культуры личности - это формирование бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокой культуры тренировки, восстановления, самоконтроля, собранности, организованности и упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе, над своим совершенствованием, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех. Спортивная деятельность – действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и самоутверждению.

На сегодняшний день задача тренеров сориентировать процесс воспитания на освоение гуманистических ценностей спорта, воспитать не просто спортсмена, но и, прежде всего гражданина, способного достойно представлять и защищать спортивную честь школы, города, области, страны. Бороться без обмана, противостоять алчности, насилию, грубости, агрессивности и всему тому, что разрушает спорт, личность, общество.

Формирование спортивной культуры неразрывно связана со спортивной этикой и нравственно-гражданскими качествами личности спортсмена, поэтому воспитанию этих качества тренер-преподаватель должен уделять особое внимание.

Задачами воспитания спортивной этики и нравственно-гражданских качеств личности спортсмена служат:

1. Формирование нравственного сознания, мотивов спортивной деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали.

2. Воспитание моральных чувств (Пр.: любви к своей Родине, чувств дружбы, товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия, гуманизма и т.д.)

3.Формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы, навыков оправданного поведения, в т.ч. применительного к конкретным нормам спортивной этики.

В решении данных задач необходим комплексный подход. Тренер-преподаватель должен ясно понимать, что сама природа нравственности, пронизывающей все стороны жизни человека и общества такова, что ее нельзя воспитать лишь отдельными «воспитательными мероприятиями». Только системное соединение основных факторов, формирующих личность, и неразрывная связь воспитания с жизненной практикой могут обеспечить полноценное решение поставленных задач.

Для реализации вышеуказанных задач в процессе спортивной деятельности и в непосредственной связи с ними используются следующие методы воспитания спортивной культуры и нравственно-гражданских качеств личности:

1.Методы нравственного воспитания в спортивной деятельности.

2.Наглядные методы воспитания в спорте.

3.Собственно методы физического воспитания.

Средствами воспитания спортивной культуры и нравственно-гражданских качеств личности на практике: беседы, убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания, сами физические упражнения, наглядные примеры, участие в соревнованиях, а также те специфические факторы и пути воздействия на формирование личности, какие представляют физическая культура и спорт.

На основе вышеизложенного методического материала предлагается провести социологическое исследование, методом анкетирования на тему: «Нравственно-гражданские качества, занимающихся, в учебно-тренировочных группах ДЮСШ». Данное социологическое исследование позволит определить нравственно-гражданские качества, сформированные у занимающихся в ДЮСШ, сделать соответствующие выводы и дать методические рекомендации по формированию у обучающихся нравственно-гражданских качеств.

Используемая литература:

1. Матвеев. Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.:Физкультура и спорт.,1991.стр.300-310.

2. Журнал. Физическая культура. Воспитание образование тренировка. №3 2004г. стр.47-49.

3. Журнал. Физическая культура. Воспитание образование тренировка. №4 2004г. стр.2-6.

4. Журнал. Физическая культура. Воспитание образование тренировка. №6 2004г. стр.22-26.

Дата создания: 15-11-2016
Дата последнего изменения: 02-03-2017