172735, Тверская область, г. Осташков, ул. Кузнечная д. 55
Версия для слабовидящих

qr-код

Персональные данные

Год педагога и наставника

2024 год семьи 

Выборы президента России

Главная » О школе » Методические разработки » ТЕМА: Организация работы тренера с родителями

ТЕМА: Организация работы тренера с родителями

15 августа 2017


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

МО «Осташковский район»  

 

Методическая разработка

Организация работы тренера с родителями 

 

 

 

Автор:

Тренер-преподаватель

Смирнова Н.В. 

 

г. Осташков

2017 г.

ВЕДЕНИЕ

     Основной задачей спортивной школы по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями.

Это кропотливая ежедневная работа. Формы и методы её разнообразны: это родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако тренер должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача тренера - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений тренера-преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. 

Актуальность темы: необходимость сотрудничества между ДЮСШ и родителями. Сотрудничество необходимо:

-         чтобы контролировать ребенка

-         для общения и взаимопонимания

-         чтобы действовать в одном направлении

-         чтобы помочь ребенку получить дополнительные навыки

-         для поддержки детей с неустойчивым характером

-         чтобы узнать, что представляет из себя ребенок, меняется ли характер

ДЮСШ помогает родителям

-         в контроле свободного времени

-         в воспитании ребенка

-         развивать физические и интеллектуальные возможности детей

Родители могут помочь ДЮСШ

-         в организации соревнований

 

Что мешает родителям и ДЮСШ успешно сотрудничать?

-         нехватка рабочего времени

-         недостаток информации

-         поведение ребенка

Проблема:Исходя из проблемно-ориентированного анализа педагогической ситуации было выявлено, что тренеры-преподаватели испытывают затруднения при взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не всегда компетентны в воспитании своих детей. Для определения путей взаимодействия тренеров, родителей и детей была определена тема моей работы: «Организация системы работы тренера с родителями».

 

Цель работы: определить условия для сотрудничества родителей и спортивной школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

 

Задачи:

-         - изучить литературу по данной теме;

-         - изучить документацию, имеющуюся в учреждении;

-         - наметить перспективы работы ДЮСШ с семьей;

-         - реализовать программу «Школа для родителей»

 

Ожидаемый результат: проанализировав все точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию, в частности к спортивной школе, и выстроить с ними позитивное взаимодействие.

 

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Нормативно-правовая информация о взаимодействии ДЮСШ с семьей

Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности тренера и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования современная стратегия  воспитания направлена, прежде всего, на:

- необходимость соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

- достижение нового уровня взаимодействия семьи и, образовательного учреждения в воспитании и социализации детей и молодежи.

Совместная деятельность детей, родителей и  тренеров - преподавателей может быть успешной, если:

- дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

-         осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

-         создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

-         отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль тренера-преподавателя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

В письме министерства образования Российской Федерации от 18 июля2003 г. № 28-51-565/16 была предоставлена информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации. Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны программы по работе с семьей, привлечению родителей и общественности к воспитанию. На региональном уровне широкое распространение получили ежегодные родительские собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности, родительские собрания отцов.

Из чего складывается сотрудничество с родителями?

1. Необходимо установить доброжелательные отношения с родителями.

На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы:

а) Что понимают под сотрудничеством людей?

Назовите основные его проявления.

б) Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?

в) В чем спортивная школа может помочь родителям, а родители спортивной школе?

г) Что мешает тренерам-преподавателям и родителям успешно сотрудничать?

д) Что необходимо, чтобы взаимодействие тренеров и родителей было плодотворным?

е) Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

2. Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы.

3.Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.

4. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет спортивная школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

5.Выявление причин дезадаптации ребенка к школе и совместное с родителями их устранение.

6. Организация педагогического просвещения родителей.

7. Привлечение родителей к совместной деятельности как в спортивной школе, так и вне ее.

8. Анализ отношений с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия со спортивной школой разрабатываются памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится информация о правах и обязанностях ДЮСШ, родителей и детей; часах и днях консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные мероприятия за год и д.р.

Информационные буклеты выполняет еще одну важную функцию - поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью образовательного коллектива, равноправными участниками процесса воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения – календари, где отмечены даты проведения основных соревнований, мероприятия, в которых могут и должны участвовать родители.

Непосредственное взаимодействие – встречи и беседы, которые носят развивающую и поддерживающую функцию. От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в том, что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение родительской компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к ДЮСШ, к тренировочным занятиям, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.

 

Основные формы общения родителей и тренеров в ДЮСШ:

Как показывает информация  в системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьей:

  1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.
  2. Традиционная: родительские собрания (классные общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные состязания, творческие конкурсы.
  3. Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.
  4. Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.

Формы сотрудничества:

Собрание, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.

Формы познавательной деятельности:

-         день открытых дверей;

-         праздники, турниры и т.д.

Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в спортивных праздниках могут соревноваться дети и родители, могут быть смешанные команды.

Формы трудовой деятельности:

-         оформление (плакаты)

-         материально-финансовая помощь спортивной школе (ремонт, техническое оснащение; благотворительность, спонсорство)

Формы досуга:

- совместные оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники);

- экскурсии, походы

Встреча с администрацией, специалистами

- Вечер вопросов и ответов (после опроса родителей)

- Работа с родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые консультации, практические занятия (овладение навыками)

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В течении всего учебного года регулярно проводятся родительские собрания. Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок «Школа для родителей».

В ДЮСШ сложились все предпосылки для создания попечительского совета, необходимо продумать нормативно-правовые аспекты его создания. Для проведения сельских и выездных мероприятий родители воспитанников привлекают собственные денежные средства для решения следующих вопросов: использование личного транспорта для выезда на соревнования, приобретение расходных материалов, а также всесторонне содействуют повышению имиджа спортивной школы в социальной инфраструктуре села, берут на себя правовую защиту прав и интересов воспитанников.

В учреждении можно запланировать  развитие внебюджетной деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг, поэтому назревает необходимость создания экономического совета, в состав которого войдут представители родительской общественности ДЮСШ. В целях повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей планируется внедрение программы «Школа для родителей».

 

Программа работы с родителями  «Школа для родителей»

     Идея программы: установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого воспитанника спортивной школы.

Цель программы: активное приобщение родителей к воспитанию детей.

Задачи программы:

1.Выработать единые установки в подходе к воспитанию в спортивной школе и в семье.

2.Создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей.

3.Разработать и пропагандировать лучшие модели воспитания в семье.

4.Разработать методические рекомендации по воспитанию детей в семье.

Принципы в работе с семьей:

- системность,

- уважительность,

- единство общественного и семейного воспитания,

- оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм повышения педагогической культуры родителей.

Цели и задачи работы с семьей:

-  просветительская – повышение педагогической культуры родителей;

- консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка;

- коммуникативная – обогащение семей опытом по воспитанию детей.

Ожидаемые результаты:

- укрепление взаимосвязей в семье.

- разработка модели успешного семейного воспитания.

- повышение педагогической культуры родителей.

- активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.

- проведение родительских собраний при явке до 90 % родителей.

- соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании

 подрастающего поколения.

- сокращение числа неблагополучных семей из числа родителей

воспитанников спортивной школы.

 

План мероприятий по реализации цели и задач.

Комплекс приоритетных мероприятий

Подготовительный этап 2007-2008 учебный год

Информационный поиск и знакомство с опытом включения родителей в повседневную жизнь спортивной школы

Оценить ресурсные возможности спортивной школы для создания сообщества детей и взрослых

Выявить мнение родителей и детей (анкеты, опросы и др. формы)

Повышение квалификации тренеров-преподавателей по данной проблеме и обеспечение методического сопровождения

Составить картотеку «Организация общих дел»

Создание ресурсных условий для создания воспитательной системы.

Практический этап 2014-2015 гг

Направления совместной деятельности

обучение

воспитание

самоуправление

Привлечение родителей к организации и проведению элективных курсов, познавательных лекций и бесед

Ежегодная организация, подготовка и проведение коллективных творческих конкурсов:

- семья года

- спортсмен года

- тренер года

Родительский комитет ДЮСШ

Привлечение воспитанников и родителей к экспертизе качества образования

проведение открытых учебных тренировок, консультации педагогических работников.

Совет ДЮСШ

Изучение образовательных запросов детей и родителей, а также возможностей тренеров-преподавателей

Проведение спортивного праздника «Спортивная семья»

 

Организация учебных экскурсий  с родителями

Тематические беседы квалифицированных специалистов: медработников, представителей правоохранительных органов, психологов,  юристов)

 

День открытых дверей для родителей

Спортивные мероприятия районного, областного значения

День здоровья.

 

 

Совет ДЮСШ

Обеспечение информационной образовательной среды:

- работа сайта спортивной школы,

- систематизация банка данных о воспитанниках и родителях

 

 

Совет ДЮСШ

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию в Детско-юношеской спортивной школе и выстроить с ними позитивное взаимодействие. В данной работе были рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения работы ДЮСШ с семьей. Проанализированы формы работы с родителями, применяемыми в нашей спортивной школе. Сделаны выводы о необходимости развития нормативно-правовой базы учреждения по работе с семьей с целью создания единого педагогического сообщества. 

Критериями эффективности работы спортивной школы с родителями служат:

  • Ø Конкретные дела родителей, помощь спортивной школе, группе
  • Ø Наличие традиций сотрудничества школы с родителями
  • Ø Обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей
  • Ø Позитивный уровень сохранности здоровья детей
  • Ø Высокая скорость реакции родителей на запросы спортивной школы и наоборот

Список  литературы

 

  1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительно образования детей. М., 2001
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3362-1
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М., 2001
  4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей.
  5. Немов Р.С. Психология. М., 2003
  6. Никитин М.В. Попечительский совет как важный фактор демократизации школы. // Завуч №3, 2001
  7. Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.
  8. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д., 2004
  9. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М., 2002. 

 

Дата создания: 15-08-2017
Дата последнего изменения: 15-08-2017