172735, Тверская область, г. Осташков, ул. Кузнечная д. 55
Версия для слабовидящих

qr-код

Персональные данные

Год педагога и наставника

2024 год семьи 

Выборы президента России

Главная » О школе » Методические разработки » ТЕМА: «Отбор перспективных детей для занятий спортивной борьбой»

ТЕМА: «Отбор перспективных детей для занятий спортивной борьбой»

6 марта 2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа»

Методическая разработка

«отбор перспективных детей для занятий спортивной борьбой»

Разработчик: тренер-преподаватель Шурыгин А.В.

2018г.

Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора учебно-тренировочного процесса и соревнований. Именно эти элементы составляют основу, через которую проявляется функционирование и развитие сферы спорта в целом.

По мнению ряда специалистов, спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющий определить высокую степень предрасположенности ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор – длительный многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, психологических, медико-биологических и др.).

Многие виды деятельности предъявляют к человеку свои специфические требования, которые не могут компенсироваться. Для бегуна на короткие дистанции – быстрота, на длинные дистанции – выносливость, а для борца – сила, быстрота, координация и выносливость. для приобщения к систематической спортивной деятельности нужны определенные предпосылки. К числу важнейших из них относятся индивидуальная предрасположенность, личностные установки, потребности, интересы. Несомненно, также, что их выявление, формирование и развитие, происходит под воздействием естественных и социальных факторов. Вероятность оптимального развертывания процесса спортивного совершенствования во многом зависит от того, на каком их этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в спортивной борьбе. Соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование нацеленной спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенность.

Ряд авторов отмечают, что выявление предрасположенностей, обусловили актуальность проблематики спортивного отбора в её исследовательских аспектах. Проблемам отбора в последнее десятилетие посвящено достаточно много исследований и публикации. Тем ни менее само понятие спортивный отбор пока не получило согласованного истолкования. Большинство специалистов связывают его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности, в каком либо виде спорта. Практика отбора в этом смысле оказалась противоречивой. С одной стороны, она содействовала активизации поиска талантливых спортсменов, с другой стороны – в своих утвердившихся формах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для массового спортивного движения – фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельности тех, кто отсеивается как «малоперспективные» или «бесперспективные». И на этом основании не попадают в контингент спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной подготовки (ДЮСШ и т.д.). Это усугубляется тем, что в само понятие спортивный отбор зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. С общечеловеческой позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту, для определения спортивной предрасположенности следует трактовать не как отбор для спорта, а как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, которые соответствовали индивидуальным задаткам, потребностям и интересам личности. На это этапе важно выявить индивидуальные возможности достижения результата в том или ином виде спорта. Важно определить в каком конкретном направлении наиболее целесообразно ориентировать спортивную деятельность, что бы с возможно с большей эффективностью содействовать развитию индивидуальных способностей. Ни о каком отборочном «отсеивании», особенно на стадии приобщения к спорту и речи быть не должно. Каждому в нормальных социальных условиях должны быть предоставлены равные возможности для удовлетворения спортивных интересов.

Ученые отмечают, что свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (ДЮСШ).

Сложность проблемы отбора состоит в ее многогранности. Она имеет педагогический, экономический, этический, метрологический и другие аспекты. Ниже будут рассмотрены только метрологические аспекты проблемы отбора, т.е. будет сделана по пытка ответить на вопрос: что нужно учитывать тренеру при отборе спортсменов? Научная разработка проблем спортивной ориентации, спортивной селекции и комплектования сборных команд выдвинула перед учеными и тренерами четыре задачи:

1) Определение идеального типа борца (модель олимпийского чемпиона, его модельные характеристики, к достижению которых следует стремиться);

2) Прогнозирование темпов роста спортивных достижений (это центральная задача отбора спортсменов);

3) Классификация отбираемых спортсменов на одаренных и неодаренных;

4) Определение формы организации процесса отбора спортсменов (например, что выгоднее: просмотреть 1000 детей очень тщательно или 10000 менее тщательно?).

Учитывая относительную самостоятельность перечисленных выше задач, рассмотрим каждую из них в отдельности. Для этого приведем основные положения теории спортивного отбора и обобщим передовой опыт практики.

1.С учетом сочетания факторов, обусловливающих возможность воспитания выдающихся спортсменов, ученые должны представить модельные характеристики, или, иначе, составить профессиограммы борцов каждой весовой категории классического стиля. Это и есть не что иное, как разработка идеального типа борца–МСМК России.

Деятельность тренера при начальном отборе для занятий борьбой сводится к поиску таких детей, которые в перспективе, т.е. после нескольких лет занятий, будут близки к идеалу.

2.Решение второй, центральной задачи отбора борцов, т.е. прогнозирование темпов роста их спортивных достижений, даст ответ на вопрос: можно ли распознать в детях степень спортивной одаренности борца?

Научной основой такой задачи является поиск тестов (контрольных упражнений), которые позволяют с высокой вероятностью прогнозировать степень одаренности детей для занятий различными видами спортивной борьбы. Этот поиск тестов реально может быть осуществлен с помощью двух подходов

-изучение стабильности характеристик человека;

-изучение наследственных влияний.

3.Отбор детей может быть организован для занятий

конкретным видом борьбы или для занятий группой видов борьбы.

Центральным моментом в организации отбора является решение

вопросов: сколько детей следует просмотреть? Насколько тщательно это

следует делать? Что эффективнее: просмотреть тысячу детей очень тщательно или десять тысяч менее тщательно?

Идеалом является путь изучения не феноменологических показателей (т.е. тех, которые проявляются внешне, например мышечная сила, быстрота и т.п.), а реальных морфологических, физиологических, биохимических, биофизических и прочих характеристик и механизмов определяющих индивидуальное различие и двигательные возможности. При отборе следует учитывать:

1. Наличие обостренного чувства чести и самолюбия

(только дети, обладающие этими качествами, выдерживают трудности

спортивной деятельности и способны постоянно ставить и решать все

более трудные задачи).

2. Близость расположения места жительства от

основной тренировочной базы.

Это позволяет тратить меньше времени и энергии не переезды и соответственно чаще, продолжительней и эффективней тренироваться.

3. Высокий уровень выносливости. Для высоких спортивных достижений необходима выносливость. Это качество трудно тренируемо, т.к. во многом обусловлено наследственностью. При наличии достаточной выносливости экономичнее выполняются тренировочные задания, выдерживаются большие нагрузки, быстрее происходит восстановление. Все это способствует выполнению большего объема тренировочной работы и достижению высокого результата в соревнованиях.

4. Координационная одаренность.

Борец в схватке выполняет множество разнообразных движений в различных условиях опоры и различных плоскостях (фронтальной, саггитальной,

патеральной). Это требует хорошей координации. Успешность

совершенствования этого качества находится в зависимости от

координационной одаренности.

5. Высокорослость.

Есть основания считать, что высокий рост способствует высоким спортивным достижениям. По данным

исследований, показатели длины тела представителей классической(греко-римской) и вольной борьбы тем выше, чем выше их квалификация.

6. Принадлежность к спортивной семье. Отечественные и зарубежные специалисты установили, что у 50% детей выдающихся спортсменов можно ожидать наличие выраженных способностей.

Морфологический профиль борца.

Наилегчайший вес

– относительная коротконогость и узкие плечи; легчайший и полулегкий вес

– относительная коротконогость и средней ширины плечи; легкий и полусредний вес

– средней длины ноги и средней ширины плечи; средний вес

– длинноногость и узкие плечи; полутяжелый и тяжелый вес

– длинноногость и средней ширины плечи.

Генетические аспекты спортивного отбора

Исследования отечественных авторов свидетельствуют о том, что такие морфологические параметры спортсменов, как длина тела, верхних и нижних конечностей, длина туловища, бедра, голени, масса тела, ширина таза и бедер на 80

-90% наследуется от родителей. (Шварц В.Б., Хрущев С.В.)

 

Педагогические критерии отбора борцов

Сила–оцениваются силовые показатели рук, ног, становая сила.

Быстрота–быстрота ответных и атакующих действий.

Гибкость–оценивается подвижность позвоночного столба и суставов.

Координация–согласованность атакующих и защитных

действий при активном сопротивлении соперника, способность выйти из

захватов, увернуться от бросков.

Трудность поиска талантливых детей усугубляется необходимостью учета продолжительности превращения ребенка во взрослого. Важно знать при этом, что темпы этого процесса неравномерны: кривая биологического развития резко возвышается во время полового созревания (пубертатного скачка), причем у одних детей пубертатный скачок возникает в 12-13 лет, а у других значительно позже – в 14-16 лет.

Спортивный талант найти крайне трудно. Это сложно еще и потому, что быстрый рост спортивных достижений на начальных этапах тренировки не гарантирует высоких результатов на этапе демонстрации наивысших достижений. Факторная теория развития предполагает, что начальные и последующие успехи в спорте могут определяться различными факторами.

Таким образом, проблема начального отбора детей в секции борьбы до сих пор не решена окончательно. Поэтому, учитывая сложность решения данной задачи, целесообразно использовать косвенные научные факты и передовой опыт практики.

 

 

Литература:

1. Губа В. П. Спортивный отбор как учебная дисциплина / В. П. Губа // Теория и практика физ. культуры. — 2008. — N 2.

2.Тарабрина И. В. Необходимость спортивного отбора в греко-римской борьбе // Молодой ученый. — 2015. — №15. — URL https://moluch.ru/archive/95/21330/ (дата обращения: 01.03.2019).

3. Тарабрина И. В. Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал: Педагогические науки. № 4. 2015.

4. Тарабрина И. В. Тренировочно-учебный процесс спортсмена-борца // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции /Под общ.ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010.

5. Щедрина А. Г. Типы гемодинамики и спортивный отбор / Щедрина А. Г., Маркин В. Ф. // Дети и олимпийское движение: Материалы симпоз. детской Сибириады-93. — Новосибирск, 1993. —

Тарабрина И. В. Необходимость спортивного отбора в греко-римской борьбе // Молодой ученый. — 2015. — №15.

 

Дата создания: 06-03-2019
Дата последнего изменения: 06-03-2019